Как известно, догматика православного вероисповедания (то есть вероисповедания православных церквей) изложена во всей полноте и точности на Вселенских соборах, которых православие признаёт семь.  Последний, седьмой собор состоялся в городе Никеи в 787 году.  Ссылаясь на Писание и на определения шести предыдущих Вселенских соборов, отцы этого собора изложили своё вероисповедание со всей тщательностью.  Я безуспешно пытался отыскать в сети полный русский перевод определения этого собора, и поэтому решил перевести с имеющегося у меня греческого текста, для надёжности пользуясь также латинским и английским переводами.  При всём моём старании, перевод может иметь недостатки.  Буду благодарен за замечания.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ
трехсот шестидесяти семи святых отцов
Седьмого Вселенского Собора (Никейского)

Святой великий и вселенский собор, милостию Божией и повелением благочестивых и христолюбивых наших царей Константина и матери его Ирины собравшийся вторично в славном столичном городе Никеян (ἐν τῇ Νικαέων λαμπρᾷ μετροπόλει) Вифинской провинции (ἐπαρχίας) в святой Божией церкви (ἐκκλησίᾳ) называемой София, следуя преданию соборной Церкви (ἐκκλησίας), определил нижеследующее.

Даровавший нам свет Своего познания и искупивший нас от тьмы идольского безумия, Христос Бог наш, обручившись со святой Своей соборной Церковью, “не имеющею пятна, или порока”1, обещал оберегать ее, и святых Своих учеников заверил говоря: “Я с вами во все дни до скончания века”2.  Это обещание даровал Он не им одним, но и нам, через них уверовавшим во имя Его3.  Некоторые же, пренебрегши этими дарами, будучи прельщены враждебным обманщиком, удалились от правословия (τοῦ ὀρθοῦ λόγοῦ), и, противостав преданию соборной Церкви, погрешили против познания истины.  И, как говорит слово притчи, их повозки уклонились от урожая, и руки их пожали бесплодие, ибо они дерзнули порицать богоприличное благоустройство святынь (τῶν ἱερῶν ἀναθημάτων), называясь священниками (ἱερεῖς), но не будучи таковыми.  О них же Бог через пророчество восклицает: “Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой”4.  Ибо, последовав нечестивым людям и доверившись собственным выдумкам, они обвинили обрученную Христу Богу святую Его Церковь, и “не отделили святого от несвятого”5, говоря об образе (τὴν εἰκόνα) Господа и святых Его как об истуканах сатанинских идолов.

Посему Господь Бог, не терпя, чтобы через таковое поругание было разрушено Ему подвластное, по Своему благоволению отовсюду созвал нас священноначальников (τῆς ἱερωσύνης ἀρχηγοὺς) божественной ревностью и решением Константина и Ирины, благоверных наших царей, с тем чтобы богодухновенное предание соборной Церкви получило утверждение общим определением.  Итак, проведя исследование и рассудив со всей тщательностью, и имея целью согласие с истиной, мы ничего не отнимаем, ничего не прибавляем, но сохраняем нетронутым всё, что касается соборной Церкви, и, следуя шести святым вселенским соборам, первому собравшемуся в славном столичном городе Никеян, и затем бывшему после него в богохранимом царственном городе,

Веруем во Единого Бога Отца Вседержителя, Творца неба и земли, всего видимого и невидимого.  И во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, рожденного от Отца прежде всех веков, Света от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, не сотворенного, единосущного Отцу, чрез Которого всё произошло, ради нас человеков и ради нашего спасения сшедшего с небес и воплотившегося от Духа Святого и Марии девы и вочеловечившегося, распятого же за нас при Понтийском Пилате, и страдавшего, и погребенного, и воскресшего в третий день по писаниям, и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца, и снова грядущего со славою судить живых и мертвых, царствию Которого не будет конца.  И в Духа Святого, Господа, животворящего, от Отца исходящего, с Отцом и Сыном поклоняемого и славимого, говорившего через пророков.  Во единую святую соборную и апостольскую Церковь.  Исповедуем единое крещение во оставление грехов.  Чаем воскресения мертвых и жизни будущего века.  Аминь.

Мы отвращаемся и анафематствуем Ария и всех единомысленных с ним и разделяющих его безумное худославие (κακοδοξίας), также и Македония и сущих с ним, справедливо называемых духоборами (πνευματομάχους).  Исповедуем же, что владычица наша святая Мария по правде и воистину есть Богородица, как родившая по плоти Единого от Святой Троицы Христа Бога нашего, как определил и первый собор в Эфесе, и нечестивого Нестория и сущих с ним, вводящих двойственность Лиц, отлучил от церкви.  Исповедуем также две природы (φύσεις) воплотившегося ради нас от непорочной Богородицы и приснодевы Марии, признавая Его истинным Богом и истинным человеком, как провозгласил и собор в Халкидоне, изгнавший из Божественных пределов злословных Евтихия и Диоскора.  Вместе с ними мы отвергаем Севера, Петра и их многохульных союзников, и с ними также анафематствуем басни Оригена, Евагрия и Дидима, как поступил и пятый собор бывший в Константинополе.  Далее, мы исповедуем две воли и действования (ἐνεργείας) соответственно присущие двум природам во Христе, так же как провозгласил шестой собор в Константинополе, публично отвергший Сергия, Гонория, Кира, Пирра, Макария, несклонных к благочестию, и всех единомысленных с ними.  И, суммируя сказанное, мы сохраняем, не внося никаких новшеств, вверенные нам писанным или неписанным образом (ἐγγράφως ἢ ἀγράφως) Церковные предания.  Одним из них является создание живописных образов, как соответствующее традиции Евангельской проповеди, способствующее вере в то, что воплощение Слова Божия истинно, а не воображаемо, и служащее другим подобным целям.  Ибо, если одно указывает на другое, то одно через другое проясняется.

При таком положении дел, мы, словно шествуя царственным путем, следуя богодухновенному учению святых отцов и преданию соборной Церкви (ибо знаем мы, что оно от Духа Святого, в ней пребывающего), со всей достоверностью и тщанием определяем:  подобно изображению (τῷ τύπῳ) честного и животворящего Креста, помещать в святых Божиих церквах, на священных сосудах и одеждах, на стенах и на досках, в домах и вблизи дорог честные и святые иконы, написанные красками, созданные из мозаичных камней, или изготовленные из другого пригодного к тому материала; как образы Господа, Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, и непорочной владычицы нашей святой Богородицы, так и честных ангелов, и всех святых и преподобных мужей.  Ибо, когда они предстают через изображение на иконах, взирающие на них побуждаются помнить и любить их прообразы, и чествовать их целованием и почитательным поклонением (τιμητικὴν προσκύνησιν); не истинным, по вере нашей, поклонением (λατρείαν), которое подобает только Божественному естеству, но так же, как воздается честь (τρόπον) изображению (τῷ τύπῳ) честного и животворящего Креста, Святому Евангелию и прочим святыням фимиамом и поставлением свечей, по благочестивому обычаю древних.  Ибо честь, воздаваемая образу, переходит на первообраз6, и поклоняющийся (προσκυνῶν) иконе поклоняется (προσκυνεῖ) существу (τῆν ὑπόστασιν) изображенного на ней.

И так утверждается учение святых отцов наших, то есть предание соборной Церкви, от края и до края земли принявшей Евангелие.  И так мы следуем Павлу, глаголавшему во Христе, и всему божественному апостольскому собранию и святым отцам, держась предания, которое мы приняли7.  И так поем мы пророчески победную песнь Церкви:  “Ликуй, дщерь Сиона! восклицай, дщерь Иерусалима! веселись и радуйся от всего сердца! Господь удалил от тебя нечестие противников твоих, ты избавлена от руки врага твоего! Господь царь посреди тебя: уже более не увидишь зла”8, и мир пребудет на тебе во веки веков.

Дерзающих же мыслить и учить иначе или последующих обличенным еретикам в отвержении церковных преданий, или измышляющих новшества, или отвергающих что-либо вверенное Церкви, Евангелие или изображение Креста, или иконное начертание, или святые останки мучеников, или замышляющих неправедное и лукавое чтобы разрушить что-либо из законно переданного вселенской Церкви, и в особенности секуляризирующих (ὡς κοινοῖς χρῆσθαι) священное имущество и святые монастыри, сущих епископов или клириков повелеваем запрещать в служении, монашествующих же и мирян (λαϊκούς) лишать общения.

Анафематизмы касательно святых икон:

  1. Если кто не исповедует Христа Бога нашего изобразимым по человечеству, да будет анафема!

  2. Если кто не приемлет художественного изображения Евангельских сцен, да будет анафема!

  3. Если кто не приветствует таковые изображения, сущие во имя Господа и святых Его, да будет анафема!

  4. Если кто отвергает какое-либо писанное или неписанное церковное предание, да будет анафема!


 1 Еф. 5, 27.      2 Матф. 28, 20.      3 Cf. Ин. 17, 20.      4 Иер. 12, 10.      5 Иез. 22, 26.      6 Cf. Василий Кесарийский, О Святом Духе, 18, 45.      7 Cf. 2 Тим. 2, 15.      8 Соф. 3, 14–15 (Септуагинта).

  На страницу “Христианство”

  На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz