Имя Божие

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое... – такими словами начинается молитва христиан. Слова “имя Твое” – означают имя Божие. Почему имя Божие “да святится”? Как это понимать? Давайте разберём внимательно.
 

Что такое имя человека?

Имя – это такой способ обращения к человеку, когда человек понимает, что обращаются именно к нему.

Представим себе, что некий Вася Пупкин, парень в зелёной майке, идёт по дороге, а мы хотим к нему обратиться. Если мы скажем “Вася, иди сюда!” – то он, услышав, подумает, что мы обращаемся именно к нему, если будет один. Однако, если по улице будет идти много людей – то Вася будет сомневаться, зовём ли мы его, или какого-то другого Васю.

Имя – это не обязательно какие-то “паспортные данные”, и оно не обязательно должно быть присвоено кем-то другим. Человек может сам для себя решить, на какое обращение он будет откликаться. Например, если Вася Пупкин решит, что он будет откликаться на воззвание “Товарищ Сидоров”, тогда обращаясь “Товарищ Сидоров!” мы сможем привлечь внимание нашего Васи.

Человек сам решает, будет ли он считать то или иное воззвание обращенным к нему. Если Вася Пупкин решит, что будет отзываться только на воззвание “товарищ Сидоров!”, и решит принципиально не реагировать на обращение “Вася Пупкин!”, то сколько бы мы ни кричали ему “Вася! Вася Пупкин!” – он не отзовётся. В таком случае мы можем считать что “Вася Пупкин” – это не настоящее его имя, даже если у него так написано в паспорте. Настоящее имя – именно то, на которое человек согласен отзываться.

Чем точнее мы указываем имя человека, тем больше вероятность что он отзовётся. Например, если мы скажем подробно: “Вася Пупкин, который идёт по дороге в зелёной майке, привет!” – то скорее всего у Васи не останется сомнений что мы обращаемся именно к нему. Отзовётся ли он?

Отзовётся или нет человек на своё имя зависит от того, насколько он желает отзываться в конкретной ситуации. Например, если Вася будет идти по улице, а из компании незнакомых хулиганов вдруг закричат: “Эй, парень в зелёной майке, сюда иди!” – то скорее всего Вася сделает вид будто бы он ничего не расслышал. Однако, если Вася будет идти по улице и его позовёт знакомая девушка, которая ему давно нравится, в точности теми же словами: “Эй, парень в зелёной майке!” – то скорее всего Вася с радостью отзовётся.

Итак, что же мы можем сказать в итоге об имени человека?

Имя человека должно быть таковым, чтобы у человека не оставалось сомнений, что сказанное обращение адресовано именно к нему — только такое обращение будет являться его именем.

Когда человек пытается обратиться к кому-либо, то в своём сознании он уже имеет некоторое представление о том, к кому обращается. Никак нельзя обратиться к кому-либо не имея о нём ни малейшего представления. Если же эти представления ошибочны, то обращение может оказаться пустым.

Если мы хотим обратиться к Васе Пупкину, не знаем, на какое имя он отзывается, мы могли бы попытаться привлечь его внимание словами “Молодой человек в зелёной майке!” – то есть на основаниии видимых признаков о нём мы формируем своё представление, и на основании своих представлений пытаемся придумать ему имя, на которое предположительно он должен отозваться.

Если же мы страдаем дальтонизмом, и вместо зелёного нам кажется, что майка у Васи – красная, то взывая “Молодой человек в красной майке!” – мы едва ли привлечём внимание Васи. Ведь Вася-то знает, что майка у него – зелёная. Вася подумает, что мы обращаемся к кому-то совсем другому.
 

Что же такое – имя Божие?

Когда человек желает обратиться к Богу, то обращается исключительно на основании тех представлений о Боге, которые уже имеются в его сознании. Если представления человека о Боге крайне ошибочные, то увы, в таком случае человек вовсе не сможет обратиться к Богу. Если человек думает, что Бог – это зелёненький зверёк, живущий в норке и питающийся мухами, то какими бы именами человек не взывал к нему, всё равно Бог не примет такое обращения как адресованное к Себе.

Имея достаточно верные представления о Боге (т.е. зная имя Божие) можно обратиться к Нему. Чем более верным будет представление о Боге – тем вероятнее, что Бог воспримет это обращение как адресованное Ему.

Итак, что можно сказать об имени Божием?

Имя Божие – есть представления человека о Боге, на основании которых человек может обратиться к Богу с той или иной степенью верности указания адресата своего обращения.

Выражение “имя Божие” равносильно выражению “представление о Боге”.
 

Духовные выражения на основе термина “имя Божие”

возвещать, исповедовать имя Божие – означает верно возвещать, исповедовать информацию о Боге, говорить о Боге достоверные сведения языком, понятным слушателю.

открыть имя Божие человекам – означает сообщить достаточно информации о Боге людям, так, чтобы у них появилось верное представление о том, каковым на самом деле является Бог.

прославить имя Божие – означает каким-либо явным действием подтвердить, что некоторые представления о Боге являются истинными.

бесславить имя Божие – означает отрицать свидетельства, которыми Бог подтверждает истинность представлений о Нём у тех людей, кто верно исповедуют имя Его.

хулить имя Божие – лжесвидетельствовать о Боге, навязывать заведомо неверные представления о Боге, приписывать Богу такие характеристики, которые свойственны злому.

бесчестить имя Божие – оправдывать представлениями о Боге совершение нечестивых поступков.

начертание, пребывание (на чем-либо) имени Божиего – означает, что верные представления о Боге могут быть подтверждены путём исследования того, на чем начертано имя Божие.

знать имя Божие – иметь достаточно верные представления о Боге, чтобы быть в состоянии призвать Его.

возвеличить имя Божие – добиться большего признания истинных представлений о Боге среди людей.

действовать во имя Божие – совершать некие действия для утверждения верных представлений о Боге, для развеивания ложных представлений о Боге. (Например, проповедь истинная)

действовать именем Божиим – на основании верных представлений о Боге совершать некие практические действия, возможно с привлечением Бога к совершению какого-либо дела.

призывать имя Божие – значит использовать представления о Боге для принятия некоторых решений о каких-либо своих действиях, обращаться за подсказкой верного решения к Богу.

не призывать имя Божие – не руководствоваться в жизни представлениями о Боге.

“Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего” (Пс.137:2) – всякое представление человека о Боге не отражает всей полноты истины слова Божиего.
 

Что означают слова “да святится имя Твое”?

Представления человека о Боге могут быть весьма далеки от истины. Такое имя Божие (представление человека о Боге) будет не достаточно свято (то есть будет не вполне относиться к Богу).

Святость – это принадлежность, причастность Богу.

Чем меньше представление о Боге соответствует истине – тем менее свято такое “имя Божие”. И наоборот, чем вернее представление человека о Боге – тем более свято такое имя Божие.

Когда мы произносим Иисусову молитву, то обращение к Богу звучит следующим образом: Отче наш, сущий на небесах! – тем самым конкретизируем адрес нашего обращения сразу по двум признакам:

1) Отец наш – говоря слово “Отец”, мы подчёркиваем, что усматриваем подобие между собою и Богом. Это ключевой момент. Библия прямо указывает на то, что Бог сотворил человека по Своему образу и подобию. Однако, пытаясь вообразить Бога люди очень часто выдумывают некие “транцендентные сущности, пронизывающие пространство и время”. Большинство религий представляют Бога как некий “Абсолют”, имеющий очень мало общего с подобием человеку. Говоря “Отец наш”, мы имеем ввиду, что Бог, к Которому мы обращаемся, нам Отец, а мы, соответственно, имеем некоторое подобие Его, как дети.

2) Сущий на небесах – этими словами мы указываем, что имеем ввиду не земного отца, подобие которого по плоти несем на себе, но имеем ввиду именно Отца небесного, то есть мы ведём речь именно о Боге, Который находится вне рамок материального мира, но пребывает “на небесах”. Под словом “небеса” в Писании подразумевается духовная, информационная, смысловая среда, которая не является частью материального мира.

Назвав эти два основные определения, указывающие на Бога, мы говорим “да святится имя Твоё” то есть мы призываем Бога к вразумлению нас, изъявляем желание о том, чтобы наши представления о Боге действительно соответствовали истине. Духовно это говорится именно так – “да святится имя Твое”. Иными словами, мы просим Бога, чтобы наши представления о Нём были более святыми, то есть в большей степени соответствовали бы Божией истине.

Кроме того, говоря “да святится имя Твое”, мы конкретизируем, что наше обращение адресовано именно к Святому Отцу Небесному, а не к какому-нибудь странному небесному существу, которое мы почему-то считаем себе отцом. Есть только один Святой Отец – это Бог.

(Мелким шрифтом заметим, что среди верующих можно услышать термин “святой отец”, применительно к церковным батюшкам, к богословам, к религиозным мыслителям. Следует понимать, что это не вполне корректное выражение. Речь идёт о святых отцах церкви – о таких людях, которые много потрудились к рождению земных церквей, например, написали важные церковные книги, создали церковные устои, и так далее. Когда люди пишут термин “Святые Отцы” – с большой буквы, то следует их поправлять и уточнять, что Святой Отец – один, а отцы церкви – не являются святыми отцами для верующих, но они есть отцы церквей.)

Cловами “Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое” – мы обращаемся к Богу, Святому Отцу Небесному, Творцу всего сущего. Такое обращение есть краткое и наиболее точное выражение истинного имени Божиего.
 

Что означает “произносить имя Божие напрасно”?

В Писании сказано: “Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо не оставит Господь [Бог твой] без наказания того, кто употребляет имя Его напрасно” (Втор.5:11, Исх.20:7) – что означают эти слова?

Произносить имя Божие напрасно – значит пытаться привлечь Бога к тем вопросам, которые возникают в процессе мирской суеты, и не имеют отношения к делам Божиим.

Вот пример из Евангелия, когда Христа привлекают напрасно: Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство. Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас? (Лук.12:14) – Иисус подчёркивает свою непричастность к мирским делам, что Его никоим образом не следует привлекать к разрешению каких-то мирских, имущественных вопросов. Подобная суть есть и в словах “отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу”.

Имя Божие следует употреблять лишь тогда, когда речь идёт о Божием, но никак не о мирском. Упоминания о материальных потребностях следует ограничить словами молитвы Иисусовой “хлеб наш насущный дай нам на сей день” – таких слов вполне достаточно чтобы Бог дал всё жизненно необходимое.

Некоторые люди думают, что приблизившись к Господу, призывая имя Его они тем самым смогут обрести какие-то материальные блага, заиметь преимущества перед другими людьми. Однако, такое призвание имени Господа – большой грех.

Представим себе, что некий солдат прийдёт к генералу и попросит: “Генерал, начисти-ка мне сапоги!” Обрадуется ли генерал такому солдату? Когда люди призывают имя Божие для своих суетных дел, то есть без особой нужды, они ведут себя подобным образом.

Как же быть верующему человеку, если жизнь повергает в нужду? Неужели нельзя попросить Бога помочь в материальном плане? Можно конечно, но всё же – не желательно. Христос не рекомендовал своим ученикам просить Бога о житейских нуждах, потому что Отец Небесный и без нашей молитвы знает о всякой нашей нужде. Прося о мирском мы как-бы высказываем сомнение в том, что Бог без лишних напоминаний заботится о нашей жизни.

Нежелательность напрасного призвания имени Божиего описывается и в этих словах: “Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него” (Мф.6:7–8).

Суетливый прах мира сего – ничтожество пред Богом. Имя Господне можно призывать для свидетельства об истине, для святой проповеди, для научения и наставления в Писании. В духовных вопросах произнесение имени Господа практически всегда оправдано. Старание об имени Господнем – не грех, но наоборот, есть служение верное.

Частный случай привлечения имени Божиего – бросание жребия. Сказано: “В полу бросается жребий, но все решение его – от Господа” (Прит.16:33). Таким образом, если некий человек садится играть в некую игру, где выигрыш решают случайные обстоятельства, и если скажет в сердце своём: “Господи, помоги мне сегодня выиграть много денег” – то тем самым он употребит имя Божие напрасно.
 

Почему иудеи пишут слово Бог через чёрточку?

В отличие от христианских, многие иудейские толкования Писания направлены только на формальное соблюдение буквы. Например, чтобы соблюсти запрет напрасного употребления имени Божиего, иудеи при написании коверкают слова, заменяя буквы на чёрточки. Например: имя Б-жие, сказал Б-г, и т.д.

По мнению иудеев, если иметь ввиду Бога, но написать слово искаженно – то тогда это не будет напрасным упоминанием имени Бога. С позиций христианства такое понимание слова Божиего выглядит вопиющим невежеством. Господь Бог видит тайное, и Его бесполезно обманывать подстановкой чёрточки в слове. Всякому человеку очевидно, что если сказано “Вс-вышний”, то упоминается Всевышний, и чёрточка вставлена только для создания видимости.

Таким образом иудеи выставляют Бога перед людьми как неспособного отличать форму от содержания, а это как раз и называется “хулить имя Божие”.

С позиций христианства написание слов “Б-г”, “Вс-вышний” выглядит как символ иудейства, когда формальное соблюдение заповедей подменяет их соблюдение по-существу. Конечно, большинство иудеев не особенно задумываются над тем, что творят, но слепо подражают другим, якобы, исполняют традицию, и эта слепота им чести не делает.

Разница между христианским и иудейским подходом к Писанию состоит именно в том, что иудеи отдают предпочтение соблюдению формы, а христиане – предпочитают содержание. Классический пример – когда человеку необходима помощь в день субботний, то христианин нарушит субботу ради спасения ближнего, а считающий себя иудеем – наоборот, пожертвует своим ближним ради соблюдения формального понимания заповеди.

Для тех, кто не понимает заповедь субботы, приведу другой пример. Предположим, некий человек едет на машине, на зелёный свет, и вдруг на дорогу выскакивает мальчишка. Что делать? Для формального соблюдения правил дорожного движения – ехать надо на зелёный, останавливаться – на красный, и никак иначе. Однако, по-сути правила дорожного движения созданы не ради соблюдения самих правил, а для предотвращения происшествий. Исполняющий правила по-форме – будет смело давить мальчишку, ведь он едет на зелёный, никакие правила формально не нарушает, а мальчишка – виноват. А тот, кто понимает, что не человек для правил, а правила для человека, разумеется, будет давить тормоз, а не мальчишку. Формалист-иудей подобен тому, кто ставит правила дорожного движения выше самой идеи предотвращения дорожных происшествий, и скорее собьёт человека чем остановится когда формально правила ему предписывают ехать вперёд.

Не всегда можно соблюсти правила по форме, иногда приходится выбирать одно из двух: либо форма, либо – суть. Христиане считают, что пред Богом ценно именно соблюдение слова Божиего по-сути, а не по внешней видимости. Иудеи говорят, что якобы соблюдают и форму, и содержание, но совершенно очевидно, что при необходимости выбора соблюдают они только форму, как например с чёрточками в слове Бог или как в ситуации с несчастным и субботой.
 

Небезопасный миф о магии звуков

Логично предположить, что должно существовать некое устное звукосочетание, которое является секретным ключиком, изустным именем, на которое бы отзывался Сам Господь Бог. Есть основания полагать, что в древности людям было известно тайное звукосочетание, которое напрямую было связано с Богом, и произносить его напрасно было строжайше запрещено. Давайте внимательно и подробно рассмотим этот вопрос, ибо он таит в себе много интересного, но и опасного.

Действительно, в Писании существует слово YHWH, устное произнесение которого разрешалось лишь в самых исключительных случаях при богослужении. Этим именем в Писании называют Бога. Правильное произношение этого слова в силу различных причин оказалось утрачено, как правильно произносить это слово людям доподлинно не известно. Исследователи, углубленно изучившие правила языка оригинала, утверждают, что с очень высокой степенью достоверности можно считать наиболее правильным произнесением этого слова как “Яхве”. (В скобках заметим, что прежние исследования этого вопроса приводили к предположению о том, что слово YHWH озвучивается как “Иегова”. Однако, более углубленное изучение языка оригинала привело исследователей к выводу, что это предположение было ошибочным, и теперь считают наиболее достоверным звукосочетание “Яхве”.)

Существует загадочное слово, изустный звук, которое в Писании напрямую увязывается с Богом. Этот факт уже много лет будоражит сознание людей и заставляет искать ответы. Наиболее практичные стали делать на этом настоящий бизнес, образовав движение “свидетели Иеговы”, и используя Писание для устрашения людей. В конечном итоге людей убеждают в необходимости серьёзных денежных пожертвований в пользу своей организации. Однако, мы не будем отвлекаться на всё то множество явлений, которыми в мире окружено загадочное слово YHWH, задача этой статьи лишь в том, чтобы раскрыть существо вопроса об имени Божием с позиции целостного понимания Писания.

Прежде всего задумаемся о том, может ли некий звук вообще являться именем Божиим. Как мы уже выяснили прежде, именем Божиим можно считать лишь то, на что Бог решит отзываться. Следовательно, чтобы ответить на вопрос о том, является ли звучание YHWH истинным именем Божиим, мы должны ответить на вопрос, угодно ли Богу отзываться на произнесение этого звука.

Очевидно, что не имя имеет власть над Богом, а Бог властен над всеми именами. Значит, нам следует исследовать вопрос о том, является ли то или иное имя угодным Богу. Станет ли Бог отзыватся на какое-либо имя, угодно ли оно Богу? Итак, мы пытаемся предположить, что некий звук, некое изустное слово – есть угодное Богу имя Его. Может ли так быть на самом деле?

Нигде в Писании мы не найдём утверждений о том, что Бог обещал человеку отзываться на некий “правильный звук”. Нигде в Писании мы не найдём и обратного утверждения, что Господь не будет отвечать на звук угодного Ему имени. Поскольку прямых указаний в Писании нет, нам потребуется немножко поразсмыслить над этим вопросом, чуть больше, чем привести одну-две цитаты.

Прежде всего, давайте ответим на такой вопрос: по сравнению с истинным именем Божиим, которое есть верные представления о Боге, чем будет являться некий звук, которым бы мы могли изустно обозначить это имя? Разумеется, произнесенный звук будет являться лишь неким внешним выражением, лишь формальным, изустным произнесением истинного имени Божиего.

Истинное имя Божие – представления о Боге, которые внутри нас. Звук YHWH – есть лишь внешний символ, плотский звук, которым мы изустно можем лишь символизировать имя истинное, которое внутри.

Что же перед Богом является главным, истинным именем? Безусловно, истинным именем Божиим являются наши представления о Боге, освящаемые Богом, а звук YHWH есть лишь символическое, образное имя, лишь ссылка на имя истинное, которое формируется внутри сознания человека.

Давайте задумаемся о том, что же будет означать перед Богом такое действие, когда человек почему-то решит, что вполне достаточно выучить правильное произнесение слова YHWH, и этого якобы будет вполне достаточно для того, чтобы знать угодное Богу имя Его. Человек может сказать себе так: зачем мучиться над познаниями истины Божией, когда вполне достаточно научиться произносить некий “истинный звук”, и Бог всё равно поймёт, что мы обращаемся именно к нему? Если и то и другое есть имя Божие, то почему бы не заменить тяжкий труд богопознания простым запоминанием “правильного звука”? Если к Богу можно обратиться и так и эдак, то зачем усложнять?

И здесь человек приходит к тому, что рискует попасть под самое главное проклятие, какое только предусмотрено в Писании. Нет худшего проклятия, чем то, которое адресовано всякому, пытающемуся подменить истинную суть формальными, поверхностными подобиями сути. Богу совершенно неугодно то, когда человек пытается внешней формой подменить истинную суть. Можно совершенно однозначно утверждать, что попытка рассматривать звук YHWH как некую замену истинного имени Божиего (суть которого – в представлениях о Боге), попадает под это проклятие.

Всякий, ставящий форму выше содержания, попадает под проклятие, которое в Писании излагается несколькими способами, но суть в них одна и та же: проклят именно тот, кто пытается истинную суть заменять внешними, плотскими формами. Попытка произнести звук YHWH для призвания Бога вместо того, чтобы стараться обретать имя Божие путём освящения своих представлений о Боге – это и есть попытка подмены содержания формой.

На духовном языке формулировка звучит так: “проклят, кто сделает изваянный или литый кумир, мерзость пред Господом, произведение рук художника, и поставит его в тайном месте!” (Втор.27:15). Как понимать эти слова? В переводе с духовного языка эти слова означают следующее: проклят тот, кто возьмет нечто формальное, и поставит это в своих мыслях как нечто альтернативное истинному. (Духовный образ “поставить в тайном месте” означает “иметь в своих представлениях, в сокровенных мыслях”. А “изваяный или литый кумир, произведение рук художника” означает некое формальное представление, некую воссозданную человеком внешнюю форму, которая кажется совершенной и истинной в силу стараний того, кто эти представления создаёт.)

Попытка произнесения имени YHWH и создание теорий о том, что этот звук является истинным именем Божиим вне зависимости от верности представлений о Боге – очень вероятно попадает под это проклятие. Иными словами, пытающийся призывать имя Господа не по своим внутренним представлениям, а надеющийся только лишь некой внешней формой призвать Бога, точно укладывается в самую суть направленности того проклятия, которое мы видим в Писании.

Есть другая формулировка: “Так говорит Господь: проклят человек, который плоть делает своею опорою; благословен человек, которого упование – Господь” (Иер.17:5–8, сокращ.) – смысл тот же: поиск опоры в плотском, материальном, внешнем, формальном – влечет проклятие. И наоборот, ориентация на духовное, истинное, на Господа Бога влечет благословение.

Не лишне ещё раз подчеркнуть, что формальное призвание имени Божиего путём произнесения правильно озвученного слова YHWH, а ещё хуже – надежда на то, что произнесение этого звука несет спасение, напрямую влечет проклятие, то есть Господь отвращается от поступающих так. Упование на произнесение звука YHWH в качестве имени Божиего – это не просто не вполне угодное имя Богу, а крайне неугодное действие человека. Надеющийся спастись произнесением звука подобен тому, кто надеется спастись посредством литого кумира или какого-либо красивого изваяния. И ему не помогут никакие оправдания “я же хотел сделать похоже, имел в виду Бога!” – но наоборот, чем более похоже получится – тем хуже для делателя, ибо похожее на правду соблазняет окружающих более, нежели явно ошибочное.

Следует ли из этих всех рассуждений то, что произнесение по незнанию очень точного звукосочетания YHWH тоже повлечет проклятие? Чтобы дать ответ на этот вопрос нам снова потребуется внимательность к Писанию.

Есть основания утверждать, что пришествие Иисуса Христа сопровождалось изменениями некоторых законов мира. Эти изменения состояли в том, что Бог ослабил влияние плотского, материального на духовное, небесное. То есть связь между духовным и плотским была либо существенно ослаблена, либо существенно видоизменена.

Видимыми результатами этих изменений было то, что например одержимые бесами (нечистыми духами) прежде вели себя совершенно неадекватно не только в рассуждениях, но бесновались и по-плоти, физически. Усмирению беснующихся не помогали порой даже сковывание их цепями – настолько сильна была связь между материальным и духовным в мире.

Разного рода колдовство и проклятия, всё это прежде имело очень осязаемые формы. И для поклонения Богу, предположительно, имело значение плотское исполнение всякого действия. Но, приступая к благовествованию, Христос первым делом сказал очень интересные слова, которые мы читаем Евангелии от Иоанна, гл.4:

Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу... Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

Этими словами Христос свидетельствует о том, что прежнее время, когда плотская составляющая была непосредственно привязана к духовной, ушло в прошлое. Настало новое время, когда физическое, плотское поклонение перед Богом уже не важно, и на первом плане пред Богом именно духовное. Поклонение Богу требуется именно по сути, по духу, а не по внешней форме. Христос прямо говорит о некоем времени, которое наступает и уже настало, то есть прежние времена прямой связи между плотью и духом – остались в прошлом, а теперь возможно отдельно духовное действие, независимое от действия формального, плотского.

С тех пор перед Богом не имеет значения, будет ли человек поклоняться Ему в Иерусалиме или же в любой иной точке земного шара. С тех пор не важно, будет ли человек “соблюдать субботу” именно в день субботний, ничего не делая своими руками, но с тех пор имеет значение уделяет ли человек вообще своё время Богу, или же посвящает себя мирской суете. Всё это более не привязано напрямую к вещественным началам.

Это изменение, очевидно, повлекло ослабление действенности любых сказанных плотью проклятий, благословений, всяческих жестов, магии, колдовства и прочих плотских событий. Если раньше, например, болезнь физическая была тождественна болезни духа, то Христос уже говорит так: “дух бодр, плоть же немощна” – освобождая дух человеческий из оков плотского естества, давая духу свободу от привязки к плоти.

Теперь законы мира иные, и такое явление как бесы тоже стало прежде всего духовным явлением. Теперь бесы проявляются в том, что человек становится не адекватен в своих рассуждениях, не желает признавать очевидное. Одержимость бесами сегодня уже не проявляется столь наглядно в бесновании по плоти, однако, люди мучаются в духовном, не находят истины, слепо упорствуют в своих заблуждениях, испытывают страх перед теми, кто говорит им правдиво. Именно таким образом проявляют себя в нынешнее время те духовные сущности, которые прежде наводили ужас на жителей земли и легко повергали в бездну стада животных.

Исследовав Писание, мы приходим к выводу, что произнесение слова YHWH вообще не означает какого-то принципиально значимого действия перед Богом. Сам факт произнесения для Бога не значит ничего. Поскольку связь между плотью и духом видоизменена, то вовсе нет оснований считать, что в наше время изустный звук YHWH вообще хоть как-то будет воспринят Богом в качестве обращения к Нему. Однако, те кто станет учить, якобы “правильный звук” вполне сойдёт за истинное имя Божие, рискуют попасть под проклятие, суть которого никто не отменял.

Господь отвращает лицо Свое от сделанного по плоти, безусловный приоритет Он отдаёт самой сути человеческих дел и помыслов. Однако, учение, вероисповедание есть категории духовные. И если сам пытающийся произнести звук YHWH под проклятие возможно не попадёт, то сам учащий тому, что якобы есть истинное имя Божие – попадает напрямую.

Подводя итог этим рассуждениям, можно сделать следующий вывод: имя Божие, которое открыл людям Иисус Христос не является ни звуком, ни словом, ни буквосочетанием, но Христос открыл учение истинное, и всякий наставленный в нём может верно призвать имя Божие. Никакой звук не является именем Бога, если человек не понимает о Ком идёт речь. И наоборот, любой звук, применённый для обозначения Бога, будет равноправным именем Божиим в том случае, если говорящий это слово имеет ввиду именно Бога. Все слова, которыми мы можем назвать Бога, равноправны, а суть имени Божиего не в звуке, но в понимании, в верном представлении о Том, Которому мы адресуем свои молитвы.

Саша (Smf), 7-may-2001

  На страницу "Христианство"

  На главную страницу

Сайт управляется системой uCoz